Формирование экологической культуры подростков-школьников

Формирование экологической культуры школьников

Культура экологического поведения, учитывая анализ научных источников - это способ организации жизнедеятельности человека, представленный совокупностью знаний, норм и правил поведения, ценностных ориентаций личности, отвечающих требованиям устойчивого развития и проявляющихся в непосредственном и опосредованном взаимодействии с природой. Культура экологического поведения отслеживается в:

  • системе ценностей, общих для людей представлений об образе жизни, которые способствуют сохранению и воспроизводству природы;
  • коллективной памяти народа относительно бережного отношения к объектам природы;
  • совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной, духовной сфере, обеспечивающих гармоничное сосуществование человека и природы;
  • организации повседневной жизнедеятельности с позиции экологической целесообразности.

Самый высокий уровень экологической культуры поведения подчинен принципу экологического императива, который регулирует отношение человека к природе, его поведение, деятельность в природе и требует исключения любой возможности разрушения природы. Культура экологического поведения проявляется в ежедневной деятельности каждого человека в соответствии с социальной роли, рода деятельности, профессии и т.д. Следовательно, различные сферы жизни человека: этническая, семейная, образовательная, духовная и т.д имеют свою экологическую составляющую. Культура экологического поведения школьников проявляется в их повседневно-бытовой деятельности, практической реализации своих образовательных влечений, интересов и установок взрослых. Фактически является составной частью культуры повседневности.

Культуру повседневности ученые рассматривают как такую, которая включает как минимум два способа жизни: домашний и общественный. человек часто не осознает (или осознает частично) две сферы мотивации:

  • автоматизированные, которые в готовом виде усвоены и закреплены длительной практикой элементы поведения;
  • общую направленность своей личности, основные потребности, интересы, над которыми человек недостаточно задумывается.

Следовательно, с целью формирования экологической культуры поведения школьников необходимо, во-первых, обратить внимание на бытовые привычки учащихся, их непосредственное и опосредованное влияние на природу. Ведь бытовое поведение происходит в основном автоматически на уровне привычных действий. Во-вторых, важно сориентировать школьников на осознание и оценку своего поведения в отношении природы. Такое направление воспитательного процесса наиболее эффективное в подростковом возрасте, когда развивается самосознание, выдвигаются новые требования к своей личности, нормам и правилам поведения, принципам жизни. Подростки пытаются формировать себя, сравнивая чужие и свои действия, поступки. Однако саморазвитие начинается тогда, когда более-менее осознанно относятся цели относительно собственного самосовершенствования.

Видео: Формирование экологической культуры школьников средствами курса «Биология» (УМК «Линия жизни»)

Новые записи
Сочинение на тему Дружба Сочинение на тему Дружба
31.07.2018, Раздел Сочинения
История Русских войн История Русских войн
30.07.2018, Раздел Доп. материалы
Cведения о деньгах разных стран Cведения о деньгах разных стран
30.07.2018, Раздел Доп. материалы
Религия викингов Религия викингов
30.07.2018, Раздел Доп. материалы
Книга мертвых. Древний Египет. Книга мертвых. Древний Египет.
30.07.2018, Раздел Доп. материалы
Оставить комментарий

© 2016-2018 Gdz-Fizruka.ru — При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.